Мы не копируем то, что было вчера. Сегодня мы делаем то, что будет модно завтра

+7 495 724-23-14
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Пресса, дипломы, конкурсы

Интернет-портал TopKvadrat.ru

 

Тема соционики в дизайне настолько актуальна и интересна, что многие дизайн-порталы не могут не осветить ее. Естественно, в качестве экспертов приглашаются не кто иной, как Илья и Наташа Ломейко. Подробное интервью для интернет-портала TopKvadrat.ru читайте на нашем сайте.  

 

Как соционика применяется в области дизайна интерьеров, и какой интерьер подходит для различных типов личности?

Обо всём этом рассказали дизайнер Наталья Ломейко и бизнес-тренер Илья Ломейко. Наталья Ломейко занимается дизайном интерьеров уже на протяжении 15 лет. Она специализируется на создании интерьеров для VIP-клиентов и занимает должность арт-директора студии Elizabeth Interiors. Илья Ломейко является совладельцем студии. При работе со своими заказчиками Илья и Наталья Ломейко используют особый подход, основанный на концепции типов личности, которая известна как соционика.

Соционика – это типология человеческих характеров, опирающаяся на труды Карла Густава Юнга. Согласно соционике, каждому человеку присущ один из 16 соционических типов, которые характеризуют различные способы взаимодействия человека с окружающим миром и с другими людьми. Типы личности в соционике были названы в честь реальных известных людей и вымышленных персонажей.

Разделение на типы происходит на основании того, какие качества больше присущи конкретному человеку: экстраверсия или интроверсия, рациональность или иррациональность, логика (мышление) или этика (чувства и эмоции), интуиция или сенсорика (восприятие посредством органов чувств). Функционирование психики человека в соционике описывает модель А – наглядная схема, в которой каждый аспект, будь то логика, этика, интуиция или сенсорика, занимает определённое место.

Также соционика описывает отношения, которые возникают между людьми разных типов. Самым комфортным считается общение со своим дуалом – с человеком, который имеет дополняющий тип личности, а самым некомфортным – общение с конфликтёром, т. е. с человеком, имеющим противоположные ценности.

«Квадратъ»: Расскажите, пожалуйста, как давно вы начали интересоваться соционикой и использовать её в дизайне интерьеров?

  

Наталья Ломейко: Соционикой я начала интересоваться около 7 лет назад, а мой супруг Илья Ломейко заинтересовался ей ещё раньше. Сначала мы просто говорили о соционике в семейном кругу, а примерно 5 лет назад решили применить наши знания в мире дизайна и очень удивились результатам. То, что помогало нам выстраивать отношения с другими людьми при личном общении, как оказалось, достаточно эффективно работает и в бизнесе. За очень короткий срок у нас улучшились отношения с текущими заказчиками, и к нам потянулось больше людей, с которыми нам комфортно работать.

«Квадратъ»: Соционика пока ещё не признана в научной среде. Отношение к ней профессиональных психологов достаточно противоречивое. Насколько, по вашему опыту, она применима и действенна в жизни? Как она помогает вам при общении с заказчиками?

Наталья Ломейко: Профессиональные психологи относятся к соционике по-разному, и у них есть право на своё личное мнение. Те психологи, с которыми я общалась, просто не хотели принимать соционическую терминологию. Но когда я объяснила им всё это другими словами, они со мной во многом согласились.

Мне же, как практику в бизнесе, абсолютно не важно, какую терминологию использовать. На своём пятилетнем опыте я убедилась, что соционика работает. Верить в неё или не верить – это личный выбор каждого, но я не собираюсь от неё отказываться, поскольку мне она помогает правильно выстраивать отношения с заказчиками. Сейчас я передаю этот опыт и знания своим ученикам.

«Квадратъ»: Каким образом вы определяете тип человека? Случается ли так, что конкретный человек не подходит под стандартные описания соционических типов, ведь их всего 16?

Наталья Ломейко: Дизайнер должен знать свой тип личности и тип личности заказчика. Причём на самом деле часто бывает так, что человек очень похож на определённый соционический тип. И если тип, к которому относится человек, можно определить очень чётко, это существенно облегчает работу над проектом и со стороны дизайнера, и со стороны заказчика.

Но иногда бывает довольно сложно правильно определить тип человека. Возможно, он долго общался либо с конфликтёрами, либо с другими недуальными типами, и это общение было для него некомфортным. Тогда можно говорить о том, что соционический тип человека «искривился». Если же сложно точно узнать, к какому типу относится человек, необходимо хотя бы попытаться понять, этик он или логик, рационал или иррационал, интуит или сенсорик. Даже если определить эти параметры хотя бы примерно, работать уже становится эффективнее. Бывает так, что при первой встрече я отношу человека к какому-то определённому типу, а потом в процессе работы корректирую своё мнение.

Соционика помогает понимать людей, а ведь что нужно заказчику? Ему нужно, чтобы его поняли. Далеко не у всех дизайнеров и не всегда это получается. В этом случае готовый результат нередко не устраивает клиентов. Наши заказчики часто говорят: «Откуда вы при первой встрече узнали, что я этого хочу, ведь я об этом не говорил». Для нас это лучший комплимент. А для заказчика это возможность не терять своё время и получить именно тот результат, который ему нужен.

«Квадратъ»: Что именно помогает вам понять, какой интерьер понравится заказчику, а какие решения точно не подойдут?

Наталья Ломейко: Уже во время первой встречи я стараюсь определить слабое место человека – его болевую функцию. Это помогает не наступить на больную мозоль заказчика и понять, каким образом ему лучше преподносить информацию.

 

  

Илья Ломейко: Болевых функций существует восемь. Например, у некоторых людей болевой является сенсорика ощущений – восприятие мира посредством органов чувств. Она проявляется как непонимание качества предметов. С такими людьми не стоит говорить о мягких диванах, пушистых коврах и приятной на ощупь ткани. Это слабое место таких соционических типов, как Гамлет(этико-интуитивный экстраверт) и Джек Лондон (логико-интуитивный экстраверт).

Болевая волевая сенсорика у Робеспьера (логико-интуитивного интроверта) и Достоевского (этико-интуитивного интроверта) – это тяга к минимализму и аскетизму в интерьере. Эти люди избегают крупных форм, им не нравится золото и пафос, они не хотят выделяться.

А люди с болевой интуицией возможностей не умеют видеть новые возможности и не любят выбирать из множества вариантов. Это Драйзер (этико-сенсорный интроверт) и Максим Горький (логико-сенсорный интроверт).

 

 

Людям с болевой этикой эмоций нравятся интерьеры в спокойных тонах. Фото предоставлено студией Elizabeth Interiors

Тех, у кого болевой функцией является этика эмоций (восприятие мира через эмоции), раздражают яркие цвета и крупные рисунки. Этика эмоций – слабое место Габена (сенсорно-логического интроверта) и Бальзака (интуитивно-логического интроверта).

А болевая деловая логика (оценка рациональности поступков людей), наоборот, воспринимается как тяга к чему-то весёлому и цветочному. Это присуще таким типам, как Дюма(сенсорно-этический интроверт) и Есенин (интуитивно-этический интроверт). Это эмоциональные люди, нередко они любят стиль прованс. Болевые интуиция времени, структурная логика и этика отношений не так ярко влияют на предпочтения человека в интерьере.

 

 

Эмоциональные люди, у которых этика эмоций является сильной стороной, как правило, предпочитают в интерьере яркие краски и цвета. Вопросы удобства для них имеют второстепенное значение. Фото предоставлено студией Elizabeth Interiors

«Квадратъ»: Помогают ли вам эти знания в тех случаях, когда нужно оформить интерьер для целой семьи, члены которой могут иметь разные типы личности?

Илья Ломейко: Действительно, заказчик в большинстве случаев не бывает один. У него может быть супруга или супруг, а также дети и родители. И хотя очень часто супруги являются дуалами и имеют общие ценности и предпочтения, их близкие могут принадлежать к другим типам.

Как-то мы делали интерьер для семьи с несколькими детьми, и в этой семье у мамы были недуальные отношения с дочкой. В результате мама не понимала своего ребенка и его потребности. Она была болевым белым сенсориком, поэтому предлагала неудобные решения, в то время как её дочери нужно было удобство и интерьер в спокойных цветах. Мы предложили такое решение, которое понравилось девочке. До этого момента она боялась сказать маме, что ей не нравились её предложения и идеи, потому что не хотела её расстраивать.

Людям, для которых сенсорика ощущений является болевой, подходят такие достаточно строгие интерьеры. Визуализация предоставлена студией Elizabeth Interiors

«Квадратъ»: Если с логиками и этиками, а также с сенсориками и интуитами в соционике всё немного сложно, то рациональные и иррациональные типы личности являются настоящими антиподами друг друга. Каким образом должно быть организовано пространство для человека-рационала и для человека-иррационала? Важен ли вообще иррационалам облик их дома, ведь такие люди нередко бывают склонны к творческому беспорядку?

Наталья Ломейко: Иррационалы действительно более склонны к творческому беспорядку, а у рационалов всё более упорядоченно и разложено по полочкам. Но если человек является иррационалом, это не значит, что интерьер у него обязательно будет беспорядочный. Это может быть абсолютно аккуратный интерьер, просто важность самого порядка не так значима для этого человека.

Рациональность или иррациональность человека больше проявляются в общении. Если вы общаетесь с иррационалом, он может в любой момент позвонить вам и попросить перенести встречу. Он также поймёт, если встречу перенесёт дизайнер, и спокойно переиграет свои планы.

Люди с болевой волевой сенсорикой (Робеспьер и Достоевский) тяготеют к минимализму и аскетизму в интерьере. Кстати, оба этих типа являются рационалами. Иллюстрация предоставлена студией Elizabeth Interiors

Если же дизайнер будет постоянно менять планы и переносить встречи с человеком-рационалом, то для такого заказчика это будет дискомфортно. Он начнёт сомневаться в дизайнере и в его надежности и, в конце концов, даже может с ним расстаться. Это произойдёт не потому, что дизайнер создал некрасивый интерьер, а потому, что такому заказчику будет некомфортно работать с дизайнером, который ведёт себя нерационально.

Поэтому если сам дизайнер – иррационал, для работы с рационалом ему придётся стать более пунктуальным. Если же дизайнер является рационалом, а заказчик – иррационалом, то дизайнеру придётся подстраиваться под такого клиента и принять его таким, какой он есть. А о каких-то сложностях в общении лучше поговорить, а не копить в себе раздражение.

Интерьер в серых тонах для рационалов. Иллюстрация предоставлена студией Elizabeth Interiors

«Квадратъ»: Бывали ли в вашей практике случаи, когда два клиента, которые вроде бы принадлежат к одному соционическому типу, имели совершенно разные предпочтения в интерьере?

Наталья Ломейко: Люди, принадлежащие к одному типу, могут выбирать разную цветовую гамму. Я, например, заметила, что люди зрелого возраста, которые относятся к типу Штирлиц(логико-сенсорный экстраверт), любят классические и строгие интерьеры в коричневых тонах. А если Штирлиц – молодой человек, он тоже любит классику, но цвета выбирает белые или серые.

Людям с сильной сенсорикой ощущений по душе удобство, уют, тёплые цвета, мягкие кресла и диваны. Им может понравиться интерьер в русском стиле. Фото предоставлено студией Elizabeth Interiors

Также есть определённая разница между женскими и мужскими типами. Мужчинам и женщинам, которые относятся к одному и тому же соционическому типу, нравятся немного разные вещи. По моим наблюдениям, мужчины, принадлежащие к такому типу, как Габен(сенсорно-логический интроверт), предпочитают медовые и тёплые тона. Женщины этого типа тоже любят тёплые тона, но разбавляют их вкраплениями голубого, зелёного, оливкового. Также женщинам этого типа нравятся различные орнаменты, бабочки и цветы, а мужчинам – кожа, клёпки и более брутальные вещи. Но и для тех, и для других самым важным приоритетом остаётся общее ощущение комфортности.

«Квадратъ»: К какому соционическому типу вы могли бы отнести себя? 

Наталья Ломейко: Я отношусь к типу Гексли. Это интуитивный экстраверт с базовой интуицией возможностей. Это означает, что для меня самое главное – поиск новых возможностей и их реализация.